Лучшие смазки для шаровых опор
Детали подвески находятся в непрерывном движении и нуждаются в периодической смазке. Это позволяет продлить срок эксплуатации шаровых опор, снизить расходы на плановый ремонт. Автохимия развивается впечатляющими темпами, на рынке много продукции из нефти, масел и полимеров. Лучшая смазка для шаровых опор сохраняет свои свойства при высоких и низких температурах, не оказывает негативного воздействия на пыльники. Какие составы достойны внимания автовладельцев, выясняли редакция и эксперты VyborExperta.ru.
Содержание
Рейтинг смазок для шаровых опор
При составлении топ-листа изучались свойства смазочных материалов, особенности работы в разных условиях. Учитывались отзывы, оставленные водителями на тематических форумах, мнение эксперта – автомеханика с 24-летним стажем. Основное внимание уделили следующим критериям:
- Основа – выпускают графитовые, литиевые, медные, минеральные, силиконовые смазки;
- Температурный диапазон – влияет на сезонность применения;
- Совместимость – ряд составов вступает в реакцию с материалом пыльника;
- Водостойкость – расходник должен противостоять воздействию воды;
- Интенсивность нагрузки – определяет условия применения.
Плохие противозадирные свойства, негативное влияние на резину и сополимеры, несоответствие вязкости заявленным параметрам – продукция с такими недостатками исключалась из рейтинга.
Основные типы
Долгое время единственным ответом на вопрос о том, какую смазку использовать для шаровых опор и рулевых наконечников был литол. Это универсальное средство негативно влияет на пыльники, вызывая их деформацию. По этой причине производители автохимии начали поиск составов. В результате активной работы появились смазывающие материалы разных типов:
Тип | Температурный диапазон применения | Цена | Применение |
---|---|---|---|
Графитовая | -40 …+130 | Низкая | Легковые автомобили |
Индустриальные масла | -30…+70 | Низкая | Грузовой, легковой автотранспорт |
Литиевая | -60…+120 | Низкая | Шаровые из стали без пластиковых компонентов |
Медная | -30…+1200 | Высокая | В узлах, где нет алюминиевых деталей |
Минеральная | -30…+150 | Низкая | Легковые, грузовые автомобили, мототехника |
Силиконовая | -40…+250 | Низкая | Легковой, грузовой транспорт отечественного и зарубежного производства |
Синтетическая | -40…+280 | Средняя | Современные легковые автомобили, мотоциклы, грузовики |
Тефлоновая | -200..+280 | Средняя | Машины, эксплуатируемые в городских условиях и на автомагистралях |
Лучшая графитовая смазка для шаровых опор
В основе – коллоидный раствор графита. Продукция отличается низкой ценой, широким распространением. Материал легко удерживается на поверхности деталей, отличается низким коэффициентом трения, хорошими антифрикционными свойствами и устойчивостью к воздействию воды. Наши эксперты изучили 6 составов и остановились на 2 самых функциональных смазках.
Astrohim
Графитовая смазка для шаровых опор и рулевых наконечников поставляется в удобном для применения формате. Состав жидкий, находится под давлением в аэрозольном баллоне. Это позволяет наносить его в труднодоступных местах, обрабатывать самые сложные поверхности. Коллоидный тонкодисперсный графит растворён в минеральном масле, деликатно воздействующем на материал пыльников.
В рецептуре используются добавки, улучшающие антифрикционные и противозадирные свойства. Аэрозоль может использоваться в качестве консерванта, он хорошо сохраняет шаровые опоры на протяжении нескольких лет, защищая от повышенной влажности. Предназначена для работы при температурах от -20 до +70 градусов. Не вымывается из узла трения под постоянным воздействием воды.
Плюсы:
- Низкая цена делает материал актуальным для постоянного использования;
- Хорошая работа распылителя – не забивается, имеет направленный факел;
- Небольшой расход повышает рентабельность применения;
- Универсальность – можно применять для резьбовых соединений, рессор, глушителей.
Минусы:
- Не обнаружены.
Наносится тонким слоем, формирует плёнку, которая обладает хорошей адгезией к металлам и держится долго. В труднодоступные места можно подавать через тонкую трубку.
Смолтехнохим
Классическая смазка на основе мелкодисперсного графита. Имеет вязкость густой сметаны, что позволяет легко набить шарнир. База из минеральных масел устойчива к вымыванию водой, эффективно препятствует проникновению в узел агрессивных химических веществ. Хорошо поглощает ударную нагрузку, предотвращает появление люфтов.
Предназначен для использования в сильнонагруженных схемах с повышенными кинематическими нагрузками. Консистенция позволяет наполнять шприц и подавать средство в труднодоступные места. Работает при температурах от -20 до +60 градусов, выдерживает кратковременное нагревание до +120. Поставляется в пластиковой коробке, для которой легко найти место для хранения в автомобиле или гараже.
Плюсы:
- Низкая цена позволяет проводить регулярное обслуживание с минимальными затратами;
- Обладает хорошими антикоррозионными свойствами;
- Может использоваться для обработки высоконагруженных узлов подвески;
- Сохраняет стабильность в течение 2 лет.
Минусы:
- Не всегда удобно смазывать узлы в условиях дефицита свободного пространства.
Лучшие смазки для шаровых опор на основе индустриальных масел
Изготавливаются из нефтепродуктов, отличаются разнообразием. Могут использоваться для обслуживания легконагруженных узлов, гидравлических систем, зубчатых передач. Лучшие составы имеют в рецептуре модифицирующие добавки, защищающие от износа, окисления, коррозии.
ALL
Выбирая, какой смазкой смазывать шаровые опоры, стоит обратить внимание на продукцию под брендом All. Имеет жидкую консистенцию и поставляется в виде спрея в аэрозольных баллонах. Это упрощает использование, позволяет быстро, без предварительной подготовки, наносить в труднодоступных местах. Особенностью многофункционального проникающего состава является использование в рецептуре WD-40. Его компоненты с помощью углекислого газа, образующегося в результате реакций, формируют пористую структуру, упрощая взаимодействие с основанием.
Хорошо вытесняет влагу, плёнка предотвращает воздействие воды на металл и защищает от коррозии. Имеет хорошую адгезию к стали, выдерживает высокую нагрузку. Эффективно устраняет скрипы, может использоваться для разморозки автомобильных замков.
Плюсы:
- Отсутствие неприятного стойкого запаха делает работу комфортной;
- Защитная плёнка хорошо противостоит износу и высоким нагрузкам;
- Хорошее соотношение между ценой и качеством;
- Сохраняет свои свойства при морозах до -30 градусов.
Минусы:
- Не обнаружены.
Oilright
Российская компания предлагает классический солидол, предназначенный для смазывания узлов трения, подвергающихся высоким нагрузкам. Кроме шаровых опор можно обслуживать винтовые, цепные и шестерёночные передачи легкового и грузового автотранспорта. Состав имеет однородную гладкую текстуру. Отсутствие комков обеспечивает коллоидная стабильность компонентов.
Отличается высокой водостойкостью, плохо вымывается из узлов, препятствуя проникновение к пальцам абразивных частиц и агрессивных химических веществ. При хранении не уплотняется, в результате старения не формирует плотных структур, способных повредить поверхность металла. Сохраняет смазывающие свойства, химические характеристики при температурах от -30 до +65 градусов.
Плюсы:
- Обладает противозадирными свойствами, обеспечивая длительный срок службы узла;
- Эффективно защищает от коррозии металлические детали;
- Подходит для консервации автомобилей;
- Не оказывает негативного влияния на пыльники.
Минусы:
- Для подачи в труднодоступные места нужно использовать специальный инструмент.
Лучшие литиевые смазки для шаровых опор
Изготавливаются из комплексных солей жирных кислот, которые имеют название «литиевое мыло». Эти вещества помогают улучшить механическую стабильность смазывающего материала, температурный диапазон его применения. Отличаются хорошей водостойкостью, длительным сроком службы и устойчивостью к нагрузкам.
ВМПАвто МС 1000
Пластичная смазка для шаровых опор ВМПавто обладает металлоплакирующими свойствами. Это позволяет восстанавливать структуру поверхности смазанных деталей, увеличивать их срок эксплуатации. В результате увеличивается межсервисный интервал, снижаются затраты на плановое и внеплановое обслуживание. Образует на поверхности стали защитную плёнку, обладающей повышенной устойчивостью к износу.
При регулярном использовании уменьшается стук комплектующих, шум изношенных подшипников при движении автомобиля. Температурный диапазон, при котором сохраняются восстанавливающие и защитные характеристики, от -40 до +120 градусов. Это даёт использовать средство круглогодично, в сложных климатических условиях.
Плюсы:
- Хорошая пластичность – легко наносится на запчасти, проникая в сложную структуру;
- Поставляется в виде картриджа – удобно работать строительным пистолетом;
- Увеличивает срок службы в 4-5 раз больше, чем при применении импортных аналогов;
- Высокая адгезия к металлу – не вымывается.
Минусы:
- Насыщенный чёрный цвет – работать лучше в спецодежде.
Luxe Литол-24
Пластичная водостойкая смазка с хорошими противозадирными свойствами. Имеет высокую температуру каплепадения – более +190 градусов. Это позволяет использовать в узлах с высокими нагрузками. Эффективно защищает стальные детали от прикипания под воздействием высокого трения. Повышенная температура плавления исключает сильную испаряемость, затвердевание смазки, обеспечивает её эффективную работу на протяжении нескольких лет.
Имеет хорошую адгезию к металлическим поверхностям, хорошо и долго держится на деталях. Сформированная защитная плёнка препятствует износу металла, предотвращает появление ржавчины. Сохраняет водостойкость на протяжении всего срока службы, устойчива к дорожным реагентам.
Плюсы:
- Пластичность делает работу удобной и комфортной;
- Широкий выбор фасовок – от 100 г до 37 кг;
- Снижает уровень шума обработанных деталей;
- Хорошее соотношение цены и качества сделает ремонт рентабельным.
Минусы:
- Агрессивное воздействие на сополимеры и алюминий.
Лучшие медные смазки для шаровых опор
В рецептуре применяется мелкодисперсный медный порошок, его концентрация может достигать 60% от объёма. Это обеспечивает повышенную термостойкость, устойчивость к механическим нагрузкам. Хорошо защищает детали от износа, имеет высокую адгезию к металлам. Эффективно снижает негативное воздействие силы трения.
Liqui Moly Kupfer-Spray
Специалисты немецкой компании хорошо знают, какой лучше смазкой для шаровых опор и рулевых наконечников пользоваться владельцам машин, эксплуатируемых в сложных условиях. Они разработали жидкий состав на синтетической основе для деталей, подверженных высокому нагреву. Для удобства применения формой выпуска выбран баллон, в котором смазывающее вещество находится в виде спрея. Это позволяет работать в труднодоступных местах, проникать средству в узкие пазы.
Обладает хорошими демпферными свойствами, продлевая срок эксплуатации деталей. На поверхности металла спрей формирует плёнку с противозадирными характеристиками. Покрытие выдерживает нагрев до 1100 градусов, сохраняя свои свойства. Отличается повышенной водостойкостью, эффективно защищает обработанные узлы от появления ржавчины.
Плюсы:
- Снижает уровень шума, противодействуя колебаниям;
- Устойчива к солёной воде и дорожным реагентам;
- Ложится равномерным слоём, улучшая эффективность смазки;
- Предотвращает прикипание деталей.
Минусы:
- Высокая цена заставляет бережно относиться к расходу.
LV-40 Lavr
Российская компания предлагает многоцелевой состав для обслуживания автомобилей. Поставляется в виде аэрозоля с хорошими проникающими свойствами. Изготовлена на синтетической основе, эффективно вытесняет влагу и противодействует коррозийным процессам. Препятствует прикипанию, после обработки деталей, покрытых ржавчиной, позволяет их легко рассоединить.
Снижает уровень шума, скрипа, делая поездку максимально комфортной. Можно использовать для разморозки замков кузова автомобиля. Для доступа в труднодоступные места в комплекте поставки есть удлинительная трубка. Распылитель работает стабильно, не забивается на протяжении всего срока эксплуатации.
Плюсы:
- Отсутствует неприятный запах – это создаёт комфортные условия для работы;
- Не оказывает негативного воздействия на пыльники;
- Длительный срок хранения – можно использовать в течение 5 лет;
- Привлекательное соотношение между ценой и качеством.
Минусы:
- Узкий температурный диапазон применения – от -14 до +50 градусов.
Лучшие минеральные смазки для шаровых опор
Производятся на основе минерального масла, полученного из нефтепродуктов. Эффективно защищают от негативных внешних воздействий, воздействия воды, трения. Продлевают срок службы деталям, обладают хорошими проникающими свойствами. Отличаются высоким содержанием функциональным присадок.
Decorix
Хорошая дополнительная смазка для шаровых опор, надёжно устраняющая скрипы, трение. Выпускается российской компанией, состав учитывает особенности эксплуатации в отечественном климате. Поставляется в виде спрея в аэрозольном баллончике, отличается хорошей проникающей способностью. После нанесения создаёт защитный слой, который придаёт плавность хода подвижным комплектующим.
Поставляется с удлинительной трубкой, упрощающей работу в труднодоступных местах. Хорошо проникает в узкие щели, зазоры, в структуру резьбовых соединений, защищая от появления ржавчины, вытесняя воду. Препятствует окислительным процессам, продлевая ресурс запасных частей. Не оказывает негативного влияния на сополимеры, предотвращает растрескивание пыльников, изготовленных из этих материалов.
Плюсы:
- Не становится причиной появления дефектов пластика и хромированных деталей;
- Поставляется в большом, удобном баллоне, с эффективно работающим распылителем;
- Привлекательная цена уменьшает затраты на ремонт;
- Устраняет прикипания, упрощая демонтаж.
Минусы:
- Не обнаружены.
WD-40 “ASP”
Универсальным ответом на вопрос о том, какую смазку использовать для шаровых опор, является проникающий состав WD-40. Если его нет под рукой, то стоит воспользоваться аналогом от компании ASP. Этот спрей изготавливается на минеральной основе, является эффективным мастер-ключом, облегчающий монтажные и демонтажные работы при ремонте автомобиля.
Аэрозоль поставляется в баллоне с удлинительной трубкой, необходимой для подачи смазывающего вещества в труднодоступные места. Обладает антифрикционными свойствами, ложится ровно и образует прочную плёнку с хорошей адгезией к металлу. Она защищает от воздействия воды, снижает трение, повышает способность противостоять износу. Компоненты в её составе не оказывают негативного влияния на резиновые вкладыши, уплотнители, пыльники.
Плюсы:
- Антикоррозионные добавки предотвращают появление ржавчины;
- Обладает противозадирными свойствами, что увеличивает срок службы шаровой;
- Низкая цена делает обслуживание рентабельным;
- Подходит для размораживания замков – не повреждает хромированные детали.
Минусы:
- Химический запах – обслуживание лучше делать в проветриваемом помещении.
Лучшие силиконовые смазки для шаровых опор
Изготавливаются на основе силикона, формируют на поверхности металла тонкую полимерную плёнку с высокой устойчивостью к износу. Компоненты в её составе не вредят сополимерам, резине или пластику. Защитный слой устойчив к воздействию воды, слабых кислот и щелочных растворов.
Geometria Auto GR-40
Российская компания предлагает многоцелевой универсальный состав, обладающий высокой проникающей способностью. Формфактор – аэрозольный баллон с удлинительной трубочкой. Средство быстро восстанавливает подвижность закисших, заржавевших соединений, не уступая по этому показателю WD-40. Эффективно вытесняет воды, повышает уровень защиты от коррозии.
После нанесения формирует слой защитного материала, который не смывается, не теряет своих свойств на протяжении всего срока службы. Восстанавливает повреждённые поверхности, проникает в микротрещины. Быстро и качественно устраняет скрипы, понижает уровень шума при работе подшипников. Можно использоваться средство для защиты контактов автомобильной бортовой электросистемы от окисления.
Плюсы:
- Удобный зажим на крышке для хранения трубочки удлинителя;
- Стабильно работает распылитель, формирующий факел с контролируемым направлением;
- Надёжно защищает металл от ускоренного износа;
- Не теряет своих свойств при низких температурах;
- Не оказывает негативного воздействия на пыльники, защищает их от появления трещин.
Минусы:
- Не обнаружены.
Ruseff RF-40 0.15
Российская компания разработала многоцелевую смазку для сурового климата. Поставляется в аэрозольных баллонах, легко наносится и хорошо проникает в тонкие зазоры. Хорошо размягчает ржавчину, предупреждает появление коррозии. Можно использовать при демонтаже старых шаровых опор с прикипевшими соединениями.
После нанесения формирует слой, который препятствует износу трущихся деталей. Исключает появление скрипов и посторонних шумов. Эффективно вытесняет из смазки влагу, препятствует проникновению внутрь узла дорожных реагентов. Обработанные конструкции не покрываются наледью при сильных морозах. Многокомпонентный состав не содержит в рецептуре веществ, способных нанести вред резиновым или пластиковым деталям.
Плюсы:
- Стабильно работает распылитель на протяжении всего срока службы;
- Отсутствует неприятный запах – комфортно работать в помещении;
- Трубка для проникновения в труднодоступные места в комплекте;
- Оптимальная консистенция позволяет выдерживать высокие нагрузки;
- Хорошее соотношение цены и качества.
Минусы:
- Не обнаружены.
Лучшие синтетические смазки для шаровых опор
Изготавливаются из органического сырья методом синтеза. Отличаются устойчивостью к окислению, перепадам температур, низкой испаряемостью. Производители подбирают рецептуры, обеспечивающие стабильность характеристик при работе в сложных условиях.
WOG WG-40
Кавитационный состав, разработанный российской компанией. Быстро и глубоко проникает в структуру запчастей через мелкие щели и зазоры. Поставляется в аэрозольном баллончике с профессиональным распылителем, укомплектованным удлинителем. Его конструкция позволяет с высокой точностью наносить смазочный материал в труднодоступных местах.
Формирует защитный слой, предохраняющий от коррозии. Хорошо вытесняет влагу, возвращает плавность хода сопряжённых деталей. Плёнка отличается морозостойкостью, отличными гидрофобными свойствами. Препятствует обледенению, разрушает ржавчину, способствует активному удалению абразивных частиц из зоны трения. Сохраняет эффективность на протяжении нескольких месяцев.
Плюсы:
- Уплотняет сальники, увеличивая срок их службы;
- Не оказывает негативного действия на сополимеры, пластик;
- Растворяет грязь, способствуя её удалению;
- Отсутствие резкого неприятного запаха делает работу комфортной.
Минусы:
- Не обнаружено.
WD-40
Один из самых распространённых типов смазочных материалов в мире, разработанный американской компанией. Синтетическая основа с углеводородным загустителем имеют жидкую консистенцию. Состав поставляется в баллоне, спрей распыляется тонким слоем, хорошо проникает в мелкие трещины. Средство используют для демонтажа элементов подвески: WD-40 размягчает ржавчину, грязь, что упрощает откручивание деталей.
Смазочный материал формирует защитное покрытие, устойчивое к износу. Из трещин, каверн хорошо вытесняет влагу и препятствует её проникновению внутрь. Может использоваться в широком температурном диапазоне, свойства сохраняются при -20 и +90 градусов. Хорошая адгезия защищает от вымывания.
Плюсы:
- Быстро высыхает – сокращает время обслуживания;
- Эффективно устраняет скрипы и стуки;
- Не проводит электричество – можно использовать для консервации контактов;
- Применяется для разморозки автомобильных замков.
Минусы:
- Неприятный резкий запах – работать лучше в проветриваемом помещении.
Лучшие тефлоновые смазки для шаровых опор
Снижают износ шаровых опор до минимальных значений. Хорошо держатся на металлических узлах, не смываются. Особенностью тефлоновых смазочных материалов является высокая устойчивость к агрессивным химическим веществам. Эксперты изучили 6 составов и остановились на 2 самых устойчивых к загрязнениям.
Axiom Ptfe A9626p
Для водителей, которые не могут определиться, какую смазку добавить в шаровую опору автомобиля, эксплуатируемого в условиях мегаполиса, лучше выбрать этот состав. Он изготовлен на основе ультрадисперсного порошка политетрафторэтилена, эффективно проникающего в труднодоступные места. Поставляется в аэрозольных баллончиках, что упрощает нанесение при самостоятельном обслуживании машины.
Обладает высокой механической стабильностью, выдерживает постоянные повышенные нагрузки, вызванные агрессивным стилем вождения. Надёжно защищает металл от коррозии, вызванной воздействием кислот, щелочей, солевых растворов. Сохраняет водоотталкивающие и смазывающие свойства при морозах до -40 градусов.
Плюсы:
- Стабильно распыляет с хорошо направленным факелом;
- Обладает антифрикционными свойствами, хорошо снижая трение;
- Отталкивает воду и грязь, увеличивая срок службы деталей;
- Можно использовать для смазки петель дверей, механизмов регулировки сидений.
Минусы:
- Не обнаружено.
Synthetium SN-40
Поставляется в баллончике с профессиональным распылителем, укомплектованным удлинителем. В основе минеральные масла, диметиловый эфир и органические растворители, не оказывающие негативного воздействия на лаковые покрытия, пластик и сополимеры. Аэрозоль быстро проникает в мелкие щели, разрушает ржавчину и твёрдые загрязнения. Это позволяет вернуть механическому узлу подвижность.
Формирует плёнку с хорошей адгезией к металлам. Покрытие не смывается водой, не теряет своих характеристик при контакте с дорожными реагентами. Защитный слой повышает устойчивость к износу, эффективно противостоит коррозии. Подобранные компоненты в рецептуре способствуют вытеснению влаги из труднодоступных мест.
Плюсы:
- Хорошо устраняет скрипы и посторонние шумы;
- Препятствует окислительным процессам, продлевая срок службы;
- Можно использовать для удаления битума с кузова автомобиля;
- Подходит для консервации механических узлов, электрических контактов.
Минусы:
- В баллонах иногда объём ниже заявленного количества.
На что обращать внимание перед покупкой
Производители автохимии предлагают для планового обслуживания материалы с разными характеристиками. Чем смазать шаровую опору перед установкой и какое средство использовать в качестве дополнительного? Стоит учитывать основу смазочного материала, диапазон рабочих температур, совместимость с пыльниками и объём фасовки. Это поможет купить продукцию, которая выполнит возложенные на неё задачи.
Основа смазочного материала
Определяет физические и химические свойства, устойчивость к вымыванию и адгезию к элементам шаровой опоры. Влияет на износоустойчивость, срок действия. От материала основы зависит стоимость продукции. Большинство видов смазок универсальны, подходят для легкового и грузового автотранспорта. Исключение – средства на основе литиевого мыла, оказывающие негативное влияние на материал пыльника. Эти расходные материалы чаще используют для смазывания трущихся деталей на промышленных станках, на железнодорожном транспорте.
Диапазон рабочих температур
Владелец автомобиля должен учитывать особенности климата региона, в котором эксплуатируется машина. Не все составы рассчитаны на использование при морозах ниже -20 градусов. При критических температурах они застывают, создавая риски аварийных ситуаций. Химия должна выдерживать и высокие температуры. Не рекомендуется закладывать смазку, текущую при +50. Такие средства придётся регулярно обновлять, что негативно скажется на рентабельности обслуживания.
Совместимость с резинами
Синтетические составы редко негативно воздействуют на сополимеры, их которых изготавливают пыльники. Тефлоновые, силиконовые смазки не только имеют полную совместимость с резиной, но и уменьшают риск образования трещин в результате старения. Опасность представляют составы на базе литиевого мыла и его аналогов. Такие средства могут привести к преждевременному разрушению пыльника и необходимости замены шаровой опоры.
Объём фасовки
Все материалы имеют срок хранения, для большинства он лежит в диапазоне от 2 до 5 лет. Объёма должно быть достаточно на данный период. Большие фасовки могут быть нерентабельными, если 30-50% останутся неиспользованными.
ВыборЭксперта.ру рекомендует
Разнообразие материалов впечатляет, перед владельцем авто неминуемо встаёт вопрос – чем смазать шаровые опоры и рулевые наконечники? Редакция и эксперты VyborExperta.ru рекомендуют учитывать особенности эксплуатации машины, климатические условия и материал пыльников. Советуем следующие марки:
- Astrohim – бюджетное решение для легкового автотранспорта;
- ALL – для самостоятельного обслуживания коммерческих машин;
- ВМПАвто МС 1000 – для грузовых автомобилей;
- Liqui Moly Kupfer-Spray – для тех, кто предпочитает экстремальное вождение;
- Decorix – дополнительный состав для устранения скрипов;
- Geometria Auto GR-40 – выбор владельца современного легкового авто;
- WD-40 – универсальное решение для обслуживания машины;
- Axiom Ptfe A9626p – для регионов с суровым климатом.
Все составы в нашем обзоре заслуживают внимания автовладельцев. Статус лучших в своих категориях получили средства с высоким уровнем надёжности.
Комментарии