Уверенное вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Сегодня самым распространённым типом трансмиссии легкового автомобиля является автоматическая коробка передач. Главное отличие от механики – отсутствие педали сцепления. Агрегат самостоятельно выбирает передаточное число при увеличении скорости. Это позволяет водителю быстрее реагировать на происходящее на дороге, даёт возможность сосредоточиться на рулевом управлении. Правильное использование автоматической коробкой передач продлит срок службы узла, снизит затраты на плановый, капитальный ремонт, обеспечит точное управление транспортным средством.
Содержание
Понимание коробки автомат
Автоматическая трансмиссия по сложности конструкции не уступает двигателю. Отличие от МКП: за переключением передаточного числа отвечают не шестерёнки, а механизм планетарного типа. При соединении его разных частей, вращение производится в различном темпе. Переключение выполняется с помощью гидромуфт. Они играют роль сцепления, сжимаются под воздействием гидравлического давления. Для передачи крутящего момента используется гидротрансформатором – этот узел отвечает за плавное переключение передач. По данной причине автоматические коробки часто называют гидротрансформационными.
Управлять АКП вы можете с помощью рычага, переключающегося между несколькими функциями. Они промаркированы буквами, а не цифрами, что после механики может вызвать затруднения.
На всех автомобилях существуют следующие позиции рычага автомата:
- N – нейтральное положение селектора, включайте передачу, если требуется свободное передвижение на сцепке на небольшие расстояния;
- D – динамичное движение вперёд, используйте для езды с разными скоростями;
- R – реверс, воспользуйтесь для передвижения назад;
- P – парковка, блокирующая трансмиссию. Установите перед включением и выключением двигателя.
Выпускают гидротрансформаторные, роботизированные коробки, вариаторы. Производители предлагают конструкции с дополнительным функционалом.
По этой причине на рычаге управления вы можете встретить следующие обозначения:
- M – ручной режим, переключение передач автомат выполняет с помощью команд, которые водитель даёт подрулевыми лепестками или кнопками;
- L – режим работы с пониженными передачами, используйте функцию на сложной дороге, покрытой льдом, снегом, грязью;
- L2 – ваш автомобиль не будет использовать передаточное соотношение, выше двух;
- D3 – скорость регламентируется в диапазоне до 3-й передачи;
- OD – используйте для экономии топлива на высоких скоростях;
- KD – переключайте, если требуется быстро набрать темп при обгоне;
- S – спортивный режим для поездок по автобану;
- W – используйте зимой, это поможет избежать пробуксовки;
- E – предназначен для экономии топлива.
Дополнительный функционал расширяет возможности управления, но встречается не во всех машинах.
Как пользоваться коробкой автомат
В машине с автоматической коробкой только две педали – газ и тормоз. Управлять ими вы можете правой ногой, нажимая попеременно. Левая нога располагается на специальной подставке. Это делает вашу посадку максимально комфортной. Селектором пользуйтесь только при полной остановке – в момент старта, при парковке. Не включайте нейтралку для передвижения накатом. В этот момент крутящийся момент двигателя не передаётся на ось, колёса вращаются бесконтрольно и машина может уйти в занос. Отсутствие необходимости держать правую руку на селекторе позволяет чувствовать себя уверенно. Обе руки держите на руле – это повысит надёжность и безопасность управления.
Запускайте двигатель, установив селектор в положение P. Не начинайте движение сразу – автоматическая коробка является сложным агрегатом и масло в гидротрансформаторе должно прогреться. Это поможет избежать преждевременного выхода из строя. Чтобы прогреться коробке достаточно 1-2 минут.
Чтобы начать вождение автомобиля выполните следующие операции:
- Выжмите педаль тормоза.
- Установите селектор в положение D или R в зависимости от выбранного направления. В сложных дорожных условиях и при наличии дополнительных функций можете выбрать пониженное передаточное отношение или режим W.
- Плавно отпустите педаль тормоза – машина начнёт медленное движение.
- Плавно выжмите педаль газа, увеличив скорость движения.
Все манипуляции выполняйте с учётом действующих правил: включайте поворотники или «аварийку» при заднем ходе, движение начинайте, убедившись, что нет препятствий.
При поездке в комфортных условиях не требуется переключение селектора. Скорость в транспортном потоке регулируйте только педалями газа и тормоза. Как пользоваться коробкой автомат в пробке? При остановке вы выжимаете педаль тормоза. Долго держать ногу в одном положении неудобно. Избавиться от дискомфорта вам поможет переключение в режим парковки. Для этого, не снимая ноги с педали, переведите переключатель в положение P, пользоваться ручником не нужно. После этого можно сменить посадку, отдохнуть. Чтобы начать движение – выжмите тормоз и перейдите в положение D.
В зависимости от ситуаций на дороге руководствуйтесь следующими правилами:
- Движение назад. Выжмите тормоз. Установите селектор на R. Оцените наличие свободного пространства сзади с помощью боковых зеркал. Отпустите тормоз и плавно выжмите акселератор, контролируя темп перемещения.
- Подъём в гору. Выполняется в режиме D. Начните разгон до резкого подъёма, это снимет нагрузку с коробки.
- Спуск с горы. Не снижайте скорость с помощью тормоза – перейдите на пониженную передачу, это поможет эффективно контролировать спуск, не перегружая АКП.
- Вход в крутой поворот на обледеневшей дороге. Выполняйте манёвр на пониженной передаче.
- Буксировка прицепа или автомобиля. Буксируйте технику, которая весит меньше вашей машины. Транспортировка тяжёлого внедорожника или буса приведёт к перегреву коробки.
Для обгона используйте режим кик-даун (педаль газа в пол), но не злоупотребляйте данным функционалом – он перегружает АКП.
Советы и рекомендации
В ходе эксплуатации автомобиля ухаживайте за автоматической коробкой:
- Регулярно меняйте масло в АКП – через каждые 40-50 тысяч км. При использовании машины в регионе с жарким климатом – через 25-30 тыс. км.
- Используйте трансмиссионное масло, рекомендованное производителем машины.
- Один раз в неделю проверяйте состояние смазочной жидкости в коробке – при резком потемнении масла обратитесь в сервис.
- После старта первые 7-10 минут не делайте резких ускорений.
Эти правила ухода помогут продлить срок службы автоматической трансмиссии.
Старайтесь избежать следующих ошибок при эксплуатации легковой или коммерческой машины с АКП:
- Не выжимайте одновременно педали газа и тормоза – трение дисков в коробке станет причиной перегрева трансмиссионного масла, преждевременного выхода узла из строя;
- Не буксуйте активно, если передние колёса застряли в снегу или грязи;
- Не переводите во время движения переключатель селектора из положения D в положение R;
- Не раскачивайте машину вперёд-назад, если колёса застряли – повредите фрикционы;
- Не включайте нейтралку во время движения;
- Не спускайтесь накатом с горы на нейтралке – при включении после этого режима D перегревается коробка;
- Не газуйте без необходимости, когда рычаг селектора установлен на N.
Эти ошибки в использовании коробки автомат приведут к сокращению срок службы АКП или выходу автоматической трансмиссии из строя, что станет причиной дорогостоящего ремонта.
Водители попадают в разные дорожные условия. В тяжёлых ситуациях воспользуйтесь следующими советами:
- Участки рыхлого снега. Для их преодоления переведите селектор в значение L или Snow. Двигайтесь без остановок в одном темпере или с плавным его увеличением.
- Машина застряла в снегу или грязи. Используйте технику раскачки, но с особенностями. Не включайте газ при движении вперёд и назад – только в одном направлении. Обратно автомобиль должен возвращаться на нейтралке под собственным весом.
- Передвижение по раскисшей грунтовой дороге. Используйте пониженную передачу.
Соблюдение правил поможет вам преодолеть сложности и не повредить автоматическую коробку.
Заключение
Правильно ездить на автомате может каждый. При правильном и эффективном использовании автоматической трансмиссии вы обеспечите безопасное вождение, будете чувствовать себя за рулём комфортно и быстро реагировать на изменение обстановки на дороге. Следуя правилам и советам нашего полного руководства, вы будете точно управлять машиной в городе, на трассе и пересечённой местности. Наши рекомендации помогут грамотно эксплуатировать автоматическую коробку, продлив срок её эксплуатации на максимально возможный срок.
Выбирайте режим селектора правильно. Это улучшит управляемость, поможет безопасному вождению в сложном трафике. Пользуйтесь советами своевременного регулярного обслуживания – это избавит от дорогостоящего ремонта.
Комментарии